Как Церковь относится к вопросу кремации

В этом выпуске газеты предлагаю нашим читателям рассмотреть популярный ныне вопрос кремации умерших людей и отношение к этому Церкви.

 

Как известно, человек – это уникальное создание, принадлежащее одновременно двум мирам, материальному, т.е. земному и духовному или небесному. В нашей природе есть и дух, и душа, и, конечно же, тело. Христианское мировоззрение говорит нам о временности земной жизни, которая есть подготовка к вечности. В Священном Писании говорится о Втором Пришествии Христа, о всеобщем воскресении мёртвых и о жизни будущего века.

Таким образом следует вывод о том, что в человеке всё ценно: душа – бессмертна по природе, а тело переживёт некую трансформацию – «переплавку». И в этом есть воля Божия – «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься…» ( Бытие 3.19.) Учитывая вышесказанное становится понятно, почему все Авраамические (монотеистические) религии выступают против странной современной тенденции кремировать тела умерших.

Кто бывал на этой процедуре, испытывал смущение и страх. А ведь совсем ещё недавно, всё было иначе. Усопших омывали, одевали в чистую или новую одежду, всю ночь читали Псалтырь под святыми образами, совершали отпевание в храме (каждение ладана, стройное церковное пение), а потом предавали тело земле. Кстати, все кладбищенские храмы своим видом ясно говорят нам о святости места погребения усопших, так как это место будущего воскресения!

Вопрос кремации – это, конечно, проблема в основном мегаполисов. Но коммерциализация похорон или как дешевле и быстрей всё сделать – вот что, к сожалению, сегодня находится на первом плане. Однако верующий человек обязательно будет против кощунственного надругательства над телом умершего. И возникает вопрос о том, как же быть с церковной молитвой в отношении таких похорон?

Церковь, как всегда, терпеливо и снисходительно относится к человеческой слабости. Наши священники совершают погребение или заочное отпевание даже в таких случаях, напоминая всё же родственникам о том, что тела наши – это храмы. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа..» (1 Кор. 6.19).

Таким образом, отношение к похоронам близких людей – это зеркало отношения к ним при жизни. Поэтому любящему сердцу небезразлично, где его родные, что с ними, и какова их загробная участь. Молитва за усопших является проявление деятельной христианской любви. Бог дал нам возможность в молитве как бы протянуть руку помощи тем, кто перешагнул порог вечности, и эта помощь простирается даже за пределы нашей земной жизни. И наконец, самое главное, наша молитва, по милости Божией, способна изменить загробную участь наших близких.

Протоиерей Константин ЛИСНЯК,

 настоятель Свято-Преображенского храма Соледара.