20квітня2024

Соляник

Как не стать жертвой злоумышленников

Не так давно несколько жителей нашего города, в том числе и работники ГП «Артемсоль», стали жертвами телефонных аферистов: с их банковских карточек (без их ведома) были сняты большие суммы денег.

Вначале злоумышленники звонили людям. Представившись работниками банка, в ходе телефонного разговора они выведывали у держателей платежных карточек важную информацию об их персональных данных. После этого со счетов последних происходило списание денег. Для того, чтобы не попасть в столь неприятную ситуацию, предлагаем вниманию читателей несколько рекомендаций и советов, которыми с нами поделились представители отдела коммуникаций ПУМБ.

В первую очередь, следует знать, что ПУМБ не присылает SМS-сообщения о блокировании карточек и не просит перезвонить на номер их мобильного телефона. Сотрудники ПУМБ (других органов, например: Нацбанка, безопасности, технической помощи и т.д.) не звонят клиентам для того, чтобы уточнить номер банковской карты, срок ее действия, CVV 2 (3-х значный код на обратной стороне карточки), PIN-код или SМS для авторизации платежей ПУМБ-online.

Если человек, который звонит, представляется сотрудником ПУМБ и эта информация вызывает у вас подозрение, запишите его имя, фамилию и отчество, а также должность, чтобы затем обратиться за разъяснениями в Центр обслуживания клиентов ПУМБ по номеру (044) 290-72-90.

Сотрудники ПУМБ имеют право во время телефонного разговора уточнить номер, срок действия карточки клиента, но не имеют права спрашивать 3-х значный код на обратной стороне карточки и PIN- код. В любом случае все необходимые данные для идентификации Вы можете предоставить сами, когда позвоните в Банк или во время личного визита.

Человеку, который собирается осуществить перевод денег на карточку ПУМБ, необходимо знать лишь 16-ти значный номер карточки. Если третье лицо требует от вас предоставить дополнительные данные, скорее всего, это афера.

При этом каждый банк, который ответственно подходит к вопросу безопасности своих клиентов, готов предложить ряд услуг для защиты персональных данных. Это чип-карты, GSM-й Интернет-банкинг, 3Dsecure и тому подобное. Пользуясь этими услугами, можно всегда быть в курсе того, какие операции происходят на вашей карточке и в случае подозрительных транзакций своевременно на это отреагировать.

В то же время нередки и другие виды мошенничества, суть которых такая же – вымогательство денег. Например, при оплате товаров и услуг случаются мошенничества с так называемой переплатой. Их схема такова: неизвестный покупатель хочет приобрести ваш лот на интернет-аукционе. По какой-то выдуманной причине он оплачивает большую стоимость, чем та, которая была оговорена ранее. Мошенники присылают поддельные документы, подтверждающие оплату (банковский чек и т.д.). Суть аферы заключается в том, что продавца (с помощью системы денежных переводов) просят вернуть разницу между суммой осуществленного платежа и оговоренной стоимостью. До того, как продавец поймет, что документы поддельные, он потеряет и деньги, и сам товар.

В нашем городе были случаи, когда у людей обманным способом выманивались деньги якобы на оплату расходов по оформлению выигрыша автомобиля. Алгоритм этого мошенничества таков: «потенциальной жертве» по электронной почте, звонком по телефону или SМS-сообщением приходила информация о том, что человек был выбран победителем лотереи, выиграл машину, дорогостоящую туристическую путевку и так далее. Но для получения приза необходимо оплатить расходы на его оформление (налоги и другие сборы). Для этого надо всего лишь отправить денежный перевод. Стоит ли говорить, что никакого выигрыша не существует, а отправленные мошенникам деньги вряд ли вернутся обратно.

Подобная схема часто применяется злоумышленниками и в том случае, когда человек ищет работу по объявлению, в том числе за пределами Украины. Изначально «работодатель» просит перевести определенную сумму денег якобы для оформления необходимых документов, а затем бесследно исчезает.

Нередко люди подвергаются «атакам» телефонных аферистов, которые звонят и сообщают о несчастном случае, якобы произошедшем с их родственниками, друзьями или знакомыми. При этом они срочно просят перевести денежные средства для оказания помощи «попавшему в беду». В таких случаях следует не поддаваться панике, а, усомнившись в правдивости полученной информации, самому перезвонить родственнику.

Вышеописанные примеры составляют лишь малую долю случаев распространенного мошенничества. Причем количество такого рода преступлений с каждым годом увеличивается. Они становятся все более изощренными, а раскрываются крайне сложно. Поэтому гражданам всегда надо быть предельно внимательными, бдительными и осторожными. Следует помнить о том, что преступники обладают глубокими знаниями в области психологии и манипуляции сознанием. Значит, любую полученную информацию всегда надо подвергать критическому осмыслению.

 Материал подготовила Олеся ГУБСКАЯ.

 

Сайт газети "Соляник" ДП "Артемсіль". 

Адміністратор та контент-менеджер сайту Вікторія Губанова