К вопросам веры и новейших достижений медицины
- Останнє оновлення: 21 червня 2018
- Перегляди: 1432
Если священник прослужил в сане несколько лет, то уже имеет определенный жизненный опыт. Он как бы проживает сотни человеческих жизней, которые проходят через его душу и сердце.
Бывает, что к священнику обращаются люди, чьи родственники из-за тяжёлых физических заболеваний нуждаются в трансплантации органов. Поэтому они просят благословения на операцию по пересадке, чтобы спасти своему родному человеку жизнь. Однако скорость развития современных медицинских технологий, как правило, опережает способность нравственного и христианского осмысления этих достижений. Отсюда вопрос, может ли священник дать благословение на подобную операцию?
Во-первых, важно отметить, что церковь не против научной медицины, в Священном Писании Ветхого Завета говорится: «Почитай врача честью по надобности в нём, ибо Господь создал его…» ( Сирах.38.1). А во-вторых, в любом поступке важна мотивация. Если люди сдают донорскую кровь, или если мать отдаёт своему ребёнку почку, то это есть проявление высшей формы христианской любви к ближнему – «Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих…» (Ин.5.13).
Но, к сожалению, бывает и другой взгляд на этот вопрос. Коммерческая трансплантология, например, рассматривает человека как некий биологический конструктор (по типу «Лего»), а значит, вполне спокойно может продлить жизнь и даже изменить её качество одному человеку, за счёт смерти другого. Именно об этой опасности говорится в 7 и 8 главах, в разделе - Проблемы биоэтики «Основ социальных концепций нашей церкви», которые были приняты в 2000 году на юбилейном архиерейском соборе.
Недопустимо, чтобы человек с черепно-мозговой травмой мог рассматриваться как потенциальный набор донорских органов под заказ. При этом главный вопрос, как безошибочно определить смерть мозга донора. Подтвердить это на сто процентов практически невозможно.
Для неверующего человека главная ценность – это его земная жизнь. И он будет стремиться сохранить и продлить её любыми способами, пытаясь достичь «бессмертия». А вот для верующих людей наша жизнь - некий «трамплин» в жизнь вечную. Мы не сможем умереть, в смысле исчезнуть бесследно, мы обречены на вечность. Бояться надо не смерти, важно думать, с чем я предстану перед Создателем? На что я потратил свою земную жизнь? Что останется после меня? И, главное, – в каком состоянии моя бессмертная душа? Важно не сколько, а как мы проживаем эту короткую, но такую важную жизнь, от которой зависит наша загробная участь…
Протоиерей Константин ЛИСНЯК,
настоятель Свято-Преображенского храма Соледара.