24листопада2024

Соляник

Если потребитель осведомлен, он сможет отстоять свои права

(На вопросы читателей отвечает юрисконсульт первой категории юридического отдела ГП "Артемсоль" Виктория АРХИПОВА)

 

  Виктория Олеговна, 15 марта в Украине, как и во всем мире, отметили День защиты прав потребителей. А поскольку потребителями товаров и услуг являемся все мы, расскажите, что нужно знать, чтобы уберечься от получения недостоверной информации, покупки недоброкачественного товара, игнорирования наших законных требований.

– В настоящее время перечень потребительских услуг и товаров продолжает значительно расширяться. При этом их качество иногда оставляет желать лучшего. И тогда главной защитой от недобросовестных производителей или продавцов может стать осведомленность потребителей о своих правах. Например, стоит знать, что основным законодательным актом, который регулирует взаимоотношения в этой сфере, является Закон Украины "О защите прав потребителей". Гражданам совсем не лишне будет его внимательно прочесть или изучить хотя бы отдельные статьи.

– Всегда ли этот Закон имеет силу?

– Его действие не будет распространяться в случае, если товар приобретен на стихийном рынке или у продавца, который не является юридическим лицом или частным предпринимателем, хотя в этот момент выступает в роли такового.

– То есть покупатель, прежде чем приобрести товар (особенно дорогостоящий), должен четко продумать все вероятные риски, в случае, если товар по каким-то причинам придется вернуть обратно?

– Безусловно, нужно знать, что, согласно статье 9 Закона Украины "О защите прав потребителей", покупатель имеет право обменять приобретенный товар на товар надлежащего качества. При этом обменять можно только на товар аналогичный приобретенному, но другой расцветки, формы, фасона или габаритов.

– В какой срок можно осуществить обмен?

– Потребитель имеет право обменять товар в течение 14 дней, исключая день покупки. Обмену подлежат товары, которые не были в употреблении, сохранили товарный вид и потребительские свойства, на них не повреждены пломбы, имеются в наличии ярлыки. Также не стоит забывать, что основными документами, которые помогут вам отстоять свои права в суде, являются товарный или кассовый чеки. Поэтому после совершения покупки их следует сохранить.

– А как быть в случае, если приобретенный товар подходит по всем параметрам, но неожиданно (еще до момента окончания гарантийного срока) вышел из строя или были выявлены другие недостатки?

– Согласно вышеупомянутому Закону, потребитель имеет право предъявить продавцу или производителю требование безвозмездно устранить недостатки товара. На время ремонта потребителю предоставляется (с доставкой) товар аналогичной марки. Для этого продавцы или производители обязаны иметь обменный фонд товаров.

Причем за каждый день задержки выполнения требования о предоставлении товара аналогичной марки, а также за каждый день задержки устранения недостатков сверх установленного срока потребителю должна быть выплачена неустойка в размере одного процента от стоимости товара.

– Спасибо за содержательное интервью. Пусть полученные знания помогут нашим читателям, а качество сферы обслуживания с каждым годом будет неизменно улучшаться.

Беседу вела Олеся ГУБСКАЯ

 

 

 

Сайт газети "Соляник" ДП "Артемсіль". 

Адміністратор та контент-менеджер сайту Вікторія Губанова