23листопада2024

Соляник

Соляной поход

После окончательной потери крупнейшего рынка сбыта – России  – “Артемсоль” затеяла поход на ЕС. Ждут ли там украинского производителя соли?

 

Крупнейшему и одному из старейших в Украине государственному предприятию по добыче каменной соли “Артемсоль” в последние годы приходится не “сладко”. Ему пришлось распрощаться с основным рынком сбыта – российским, отметиться в коррупционном скандале и столкнуться с острым дефицитом грузовых вагонов. Помимо всего прочего, предприятие очень близко расположено к зоне АТО – с его территории прослушивается Светлодарская дуга.

Тем не менее “Артемсоли” удается наращивать финансовые показатели и оптимистично смотреть в будущее. За 2016 год чистая прибыль составила 195 миллионов гривен, что вдвое превышает показатель 2015 года. “БИЗНЕС” разбирался, за счет чего предприятию удается достигать высоких финансовых результатов.

Соль земли

Как отметил нынешний руководитель предприятия Владимир Доля (назначен в декабре 2015 года), в прошлом году была получена рекордно высокая чистая прибыль: вдвое больше, чем в позапрошлом. Этого удалось достичь благодаря целому ряду изменений. Во-первых, “Артемсоли” пришлось переформатировать сложившуюся модель продаж (ту самую, которая сегодня вызывает немало вопросов у отечественных правоохранителей). Это позволило соляникам получить дополнительную прибыль, которую ранее зарабатывали дилеры.

Дала результаты и работа с должниками. Значительную роль в создании и наращивании дебиторской задолженности играли облавтодоры. В начале 2016 года “Артемсоль” подписала с “ГАК” Автомобильные дороги Украины” и “Укрзалізницею” трехсторонний Меморандум о сотрудничестве и организации взаимоотношений для подготовки к осенне-зимнему периоду 2016/17 годов Согласно данному документу, отсрочка платежа для облавтодоров была уменьшена до 20 дней (с двух месяцев в 2015 году).

По словам руководства “Артем­соли”, данный Меморандум значительно улучшил состояние дебиторской задолженности на предприятии. “На 1 января 2016 года задолженность облавтодоров была на уровне 51 миллиона гривен, а по состоянию на 1 января 2017 года ожидаем ее сокращения до 36 миллионов гривен, рассказывает г-н Доля, заверяя, что долги гасятся в нормальном рабочем режиме.

– Мы, конечно, могли отдать поставки соли для облавтодоров посредникам, которые бы делали нам предоплату, но считаем, что с государственными предприятиями нужно работать напрямую, ведь иначе это может привести к росту цен на техническую соль”. Собственно, сегодня все украинские потребители, кроме облавтодоров, работают по предоплате.

В то же время у предприятия имеется проблемная дебиторская задолженность в виде средств на счету ликвидированного “Актив-Банка” (178 миллионов гривен.) и депозита в банке “Финансы и Кредит” ($1,2 миллиона). Всего 207 миллионов гривен. Кроме того, c марта 2016 года при покупке материалов для производства “Артемсоль” пользуется системой госзакупок ProZorro, что позволило оптимизировать цены на упаковочные материалы и запчасти. “По основным позициям общая экономия составила около 42 миллионов гривен”, подытоживает г-н Доля.

В сухом остатке, предприятию удалось удержать показатель себестоимости от резкого роста (несмотря на подорожание энергоносителей). Себестоимость 1 тонны реализованной продукции в начале 2016 года составляла 418 гривен, и за год, при падении добычи и росте заработной платы, она выросла всего на 9% (до 455,6 гривни).

Несолоно хлебавши

Примечательно то, что удвоения чистой прибыли удалось достичь, несмотря на резкое падение производства соляной продукции. Так, по итогам 2013 года объем добычи соли на предприятии составлял 3,5 миллиона тонн, а в 2016 году – вдвое меньше, 1,6 миллиона тонн.

“Получается, что сейчас при меньших объемах добычи “Артемсоль” работает в разы эффективнее, чем годами ранее”, подчеркивает Виктор Третяк, генеральный директор ассоциации “Укрсоль”. К слову, максимальный объем добычи соли 7,2 миллиона тонн был достигнут в 1991 году.

Падение добычи соли, наблюдаемое в последние три года, связано с изменениями в структуре отгрузок предприятия. Часть этих изменений – форс-мажоры, не зависящие от деятельности рудников. Это конфликт на востоке Украины, аннексия Крыма и, как следствие, потеря доли отечественного рынка. Эти факторы вычеркнули из отгрузок “Артемсоли” около 300 тысяч тонн продукции в год.

Еще одна часть изменений, а точнее, потерь, связана с запретом ввоза продукции “Артемсоли” на территорию РФ. Сначала, в январе 2015 года, Роспотребнадзор запретил ввоз пищевой соли на российский рынок якобы из-за претензий к качеству продукции.

Затем было незначительное потепление в “соляных отношениях”, когда с мая по ноябрь 2016 года временно разрешили поставку соли. Воспользовавшись им, предприятие отгрузило около 42 тысяч тонн фасованной продукции. Техническая соль все это время реализовывалась, но с ее поставками также возникали сложности. Вагоны с солью постоянно находились на складах временного хранения, что “легло” дополнительными расходами на плечи потребителей. А уже с 1 ноября 2016 года Россия ввела полное эмбарго на поставки всего ассортимента соляной продукции “Артемсоли”.

Пока успокаивались санкционные страсти вокруг украинской соли, продажи упали в два раза, с 1,2 миллиона тонн в 2014 году до 0,6 миллиона тонн в 2016 году. Доля России в общей структуре продаж “Артемсоли” сократилась с 52% в 2014 году, до 37% в 2016 году. Весь 2017 год российский рынок будет закрыт для украинской соли: постановление правительства РФ действует до конца 2017 года.

Куда пристроиться?

Параллельно с потерей одного из крупнейших рынков началась переориентация сбыта “Артемсоли” на другие рынки. Показательными в этой работе стали ноябрь и декабрь 2016 года, когда предприятие ежемесячно отгружало 150 тысяч тонн продукции на экспорт, несмотря на то, что российский рынок уже стал недоступным. Запланированный объем отгрузок соли в текущем году будет на уровне предыдущего, рассчитывают на предприятии.

Но если в 2016 году из отгруженных 1,6 миллиона тонн соли на российский рынок ушло чуть более 600 тысяч тонн, то в 2017 году рынки для сбыта этих объемов “Артемсоль” будет искать в Европе.

“В 2017 году мы планируем увеличить объемы отгрузок нашей продукции в страны ближнего зарубежья на 54 тысячи тонн по сравнению с 2016 годом, а в страны дальнего зарубежья (ЕС) на 258 тысяч тонн, конкретизирует намерения г-н Доля. На украинский рынок наши отгрузки ожидаемо вырастут примерно на 28 тысяч тонн”. Этому будут способствовать стабилизация экономической ситуации в стране, увеличение производства в металлургической отрасли, а также возобновление поставок на “Карпатнефтехим” (запуск предприятия ожидается в 2017 году).

Если в 2016 году предприятие несколько сократило объемы поставок технической соли в Венгрию, Польшу и Румынию из-за прошлой теплой зимы, то сейчас оно пытается нагнать объемы отгрузок в эти страны. А именно, в конце 2016 года начались поставки артемовской соли на химическое предприятие BorsodChem (Венгрия), где “Артемсоль” надеется закрепиться в статусе постоянного поставщика.

“Потребности соли на BorsodChem составляют около 400 тысяч тонн в год, и если нам удастся выйти на поставку 100-150 тысяч тонн в год, то это будет очень хорошим показателем, отмечает г-н Доля. Работаем также над восстановлением поставок на предприятие “Новацкий химический завод” (Словакия)”.

Поиск потребителей среди европейских химиков не случаен. Эта отрасль потребляет соль круглогодично, что уменьшает риск сокращения поставок “Артемсоли”, в отличие от сезонной необходимости “посолки” дорог. Что же касается выхода на новые рынки сбыта, то предприятие намерено возобновить поставки в Германию и Болгарию.

В декабре 2016 года состоялась двусторонняя встреча с представителями промышленников Албании, где были достигнуты предварительные договоренности. И сейчас прорабатываются вопросы логистики. Важно также начало отгрузки Придунайским странам через порт Измаил по реке Дунай (в Боснию и Герцеговину, Хорватию). В этой логистической схеме Дунайское пароходство частично решает проблему с нехваткой полувагонов, которые могут выезжать за пределы страны в Европу.

По этой логистической схеме “Артемсоль” уже работает с Румынией (в ноябре отгружено 3 тысячи тонн продукции) и намерена наращивать поставки в другие европейские страны, расположенные на берегах Дуная. При этом, по словам Владимира Доли, цена соли получается чуть выше, что сдерживает наращивание “речных” поставок. Однако такая схема обеспечивает гарантированную доставку продукции без задержек при нехватке вагонов.

Эксперты считают, что “Артемсоль” вполне может “пристроить” российские объемы на рынки стран дальнего зарубежья. “Ранее предприятие отгружало около 400 тысяч тонн технической продукции в Австрию и Германию”, отметил г-н Третяк.

Чистая соль

Структура сбыта предприятия такова, что 35% продукции реализуется в Украине, а остальное – за рубеж (данные за 2016 год). При этом в страны ЕС поставляется исключительно техническая соль. Европейцы не едят украинскую пищевую соль, так как она содержит темные включения природного происхождения (ангидриды). Для их устранения в “Артемсоли” как раз внедряют технологию фотосепарации, освоение которой уже на финише.

“В I квартале 2017 года мы планируем получить новую продукцию – очищенную соль и вывести ее на рынок, рассказывает г-н Доля. В результате применения этой технологии соль не только приобретает белоснежный привлекательный вид, но и содержание NaCl в ней увеличится с 97,5% до 99%, что будет соответствовать стандартам для соли молотой высшего сорта и европейским стандартам качества”.

Стоимость оборудования для очистки соли невысокая, так что себестоимость производства значительно не изменится (к примеру, три новых фотосепаратора “Артемсоль” приобрела через ProZorro за 5,6 миллиона гривен.). Но при этом кардинально изменится качество выпускаемой продукции и ее цена. “Очищенная каменная соль будет чуть дороже по сравнению с нынешней”, рассказывает г-н Доля, рассчитывающий накормить этой продукцией и украинцев, и европейцев.

Основные рынки, которые будет покорять очищенная соль, – Венгрия, Польша, Румыния, Чехия, Словакия, Сербия и другие, где “Артемсоль” уже присутствует с технической продукцией. По словам Виктора Третяка, помимо намерений, нужно пройти еще и длительную процедуру европейской сертификации пищевой соли, и от работы коммерческого департамента предприятия зависят сроки ее успешного прохождения.

“Рынок пищевой соли в Европе не ощущает дефицита, поэтому “Артемсоли” придется потеснить тамошних игроков”, считает г-н Третяк, отмечая, что на полках магазинов в Европе присутствует продукция, производимая по технологии выпаривания соли из морской воды. При этом себестоимость выпаривания соли несколько выше по сравнению с себестоимостью добычи и сепарации в “Артемсоли”. “Так что украинская пищевая соль имеет хорошие шансы завоевать любовь европейского потребителя. Тем более, что цены в Европе на порядок выше украинских”, уверен г-н Третяк. Единственным тормозящим фактором могут стать растущие тарифы на перевозку грузов от “Укрзалізниці”. Ведь 50% в структуре цены на соль – логистические затраты.

Соляные вложения

В целом, за 2016 год “Артемсоль” освоила около 30 миллионов гривен инвестиций, хотя объем инвестиций был запланирован на уровне 115 миллионов гривен. Освоение инвестсредств затягивается из-за длительности процедур согласования и разработки проектов модернизации. В 2016 году финансовый план был подписан МинАПК только в апреле, а подписание финансового плана на 2017 год ожидается в ближайшее время.

“На 2017 год мы закладываем примерно такие же инвестиции 117 миллионов гривен и, думаю, к полному освоению этих средств будем более подготовлены, нежели в 2016 году”, уверен г-н Доля, уточняя, что в нынешнем году соляники хотят закончить начатые проекты по очистке соли и приступить к новым.

В частности, на 2017 год запланированы расходы на проектирование, приобретение и монтаж оборудования первого этапа внедрения комплекса участка по производству выварочной соли. Только на приобретение соответствующего оборудования мощностью до 40 тысяч тонн соли в год будет потрачено около 40 миллионов гривен. А соль марки “экстра” появится на рынке в 2018 году.

Итого, наращивая прибыль и целенаправленно модернизируясь, “Артемсоль” превращается в довольно интересный и перспективный актив для приватизации.

Наталия ШЕВЧЕНКО.

 

 

Сайт газети "Соляник" ДП "Артемсіль". 

Адміністратор та контент-менеджер сайту Вікторія Губанова